Радиатор отопления – один из важнейших элементов отопительной системы, который отдает энергию теплоносителя в окружающую среду – воздух, производя нагрев помещения. Существуют различные виды данных приборов в зависимости от материала, из которого они изготовлены.
Одними из самых востребованных на рынке являются медные и алюминиевые радиаторы. Рассмотрим их достоинства, недостатки, способы подключения к системам отопления, определим, какой из них лучше.
Конструкция приборов этого типа бывает монолитной либо секционной .
Секционный радиатор обычно состоит из 3-4 секций. В составе алюминиевого сплава содержатся такие компоненты, как цинк, титан и кремний. Они придают прочность и устойчивость к коррозионным процессам основному материалу.
Соединение секций между собой производится специальными крепежными элементами, чаще всего, — резьбовым соединением. Герметичность в местах соединения каналов достигается использованием силиконовых прокладок. Внутреннее покрытие каналов выполняют с использованием полимеров.
Цельные батареи изготавливают из профилей, получаемых методом экструзии. Профили соединяют между собой сваркой. Такой вид соединения является наиболее надежным и прочным. Внутреннюю поверхность каналов также покрывают полимерным слоем для предотвращения коррозии.
Поскольку алюминий быстро нагревается, быстро остывает (низкая инертность), тепловая производительность радиаторов из данного материала легко поддается регулировке. Поэтому как секционные, так цельные конструкции могут оснащаться терморегуляторами.
Наиболее простые батареи из меди состоят из трубопроводов, по которым циркулирует рабочее вещество, и теплообменной части – пластин или трубок, необходимых для увеличения площади контакта с окружающей средой.
Основной канал, по которому движется теплоноситель, изготавливают из цельной трубы без использования сварки, поскольку медные трубы легко поддаются гибке.
На вход и выход радиатора устанавливают запорную арматуру, которая позволяет регулировать объемный расход теплоносителя с целью увеличения или уменьшения количества выделяемой тепловой энергии.
Современные модели комплектуются эстетически привлекательными решетками, которые улучшают конвективный теплообмен, и автоматическими регуляторами температуры для экономного использования теплоносителя и поддержания комфортной температуры в помещении.
Алюминиевые приборы обладают следующими преимуществами :
Медные радиаторы являются одними из лучшими отопительными приборами за счет следующих преимуществ :
Недостатки медных приборов :
Для подключения отопительных батарей из алюминия требуются следующие компоненты:
Перед монтажом производят сборку секций прибора, если он является секционным, выбирают место для установки, наносят разметку. Чаще всего в помещениях их крепят под окном либо на стене. Число крепежных элементов выбирают в зависимости от количества секций и массы радиатора.
Чаще используют один из трех вариантов подключения радиаторов: нижнее, диагональное или боковое.
Нижний тип подключения предполагает подачу и отвод теплоносителя снизу радиатора. Потери тепловой энергии составляют 15%. Благодаря возможности сокрытия труб системы, данный способ подключения выгоден с точки зрения дизайна.
Диагональный тип является наиболее распространенным, поскольку теплопотери составляют всего 2%. Способ применим для двухтрубных систем и приборов с большим числом секций. Патрубок, подающий теплоноситель, подключается к подводному патрубку радиатора, расположенному сверху, отвод теплоносителя производится с противоположной стороны снизу.
Боковой тип отличатся от диагонального размещение отводящего и подводящего патрубков с одной стороны радиатора. Не подходит для устройств, содержащих большое число секций.
Установка медных приборов допустима с использованием одной из перечисленных выше схем подключения. Недопустимо подключение к стальным оцинкованным трубам. В идеале трубы по ходу движения теплоносителя также должны быть медными. Если такой возможности нет, в качестве соединительных элементов трубопроводов используют фитинги из латуни.
Для создания тепловой завесы, установка батареи рекомендуется под оконным проемом. Зазор между прибором и подоконником должен составить от 15 см, расстояние до стены – не менее 3-5 см. Для монтажа используют подпорные стойки либо анкерные крепления.
В местах контакта с крепежными элементами устанавливают прокладки из резины или полимера во избежание повреждений конструкции, поскольку медь – мягкий материал.
Одним из основных критериев выбора прибора является система, к которой он будет подключен. Она характеризуется следующими параметрами:
Если в автономной системе отопления, которую устанавливают в частных домах, перечисленные выше параметры можно контролировать, то в квартирах многоэтажных домов, отопительные приборы которых подключены к централизованной системе, это выполнить невозможно.
Также в последних существует большая вероятность возникновения гидроудара (резкого повышения давления рабочей среды), из-за которого может нарушиться целостность конструкции.
Модели из меди стоят значительно дороже алюминиевых, но способны выдерживать высокое давление, менее подвержены гидроудару, коррозии, нечувствительны к составу теплоносителя.
Это делает их идеальным вариантом для использования в квартире, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. Единственный, но довольно существенный их недостаток – высокая стоимость. Но она окупается при эксплуатации.
Алюминиевые устройства не сильно уступают по теплопроизводительности медным, но имеют ряд недостатков, из-за которых их подключение к системе централизованного теплоснабжения не рекомендуется.
Для автономной системы устанавливаемой в частном доме, можно использовать обычную воду, которая не оказывает неблагоприятного воздействия на алюминиевый прибор. Также она позволяет регулировать давление, избегая резкого его повышения (гидроудара). Поэтому для установки радиатора в частном доме целесообразно выбрать алюминиевую модель.
Многие задаются вопросом: какой радиатор печки лучше – медный или алюминиевый? Здесь не может быть однозначного ответа, каждый имеет свои недостатки и свои преимущества.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать принцип работы системы отопления в автомобиле.
Тепло в салон автомобиля попадает от двигателя, это побочный эффект от его работы. Тепло образуется в результате сгорания топлива и от трущихся поверхностей. Для отвода тепла от сильно нагретых деталей двигатель оборудован системой охлаждения, составной частью которой является отопление салона. Поэтому чем сильнее нагревается мотор, тем лучше отопление. Горячая охлаждающая жидкость подаётся в радиатор отопителя, а вентилятор, пропуская воздух через него, рассеивает тепло по всему салону.
Температура выходящего из дефлекторов воздуха регулируется краном, расположенным на магистрали между мотором и печкой. Это обычная запорная арматура с механическим или электрическим приводом, она регулирует количество охлаждающей жидкости, которая пройдёт через отопитель (увеличивая температуру на блоке управления, кран открывается больше, уменьшая температуру, он закрывается). От его работы очень сильно зависит то, как будет работать печка. Если он неправильно работает (не полностью открывает проход для жидкости), то в салоне будет холодно.
Также немаловажным фактором является температура «за бортом», даже хорошо работающий отопитель в холодную погоду будет греть немного хуже, поскольку жидкость недостаточно нагревается, из-за этого отопление становится недостаточным. Большое влияние оказывает термостат: если он работает некорректно, то какой радиатор не ставь, а из дефлекторов будет дуть холодным. Для начала нужно проверить исправность работы всей системы в целом, а потом задумываться о замене.
Радиатор системы отопления схож со своим старшим братом из системы охлаждения. И функции у них схожи, только большой отдаёт тепло в атмосферу, а малый в салон. Оба имеют в своей конструкции два бачка, которые соединены между собой трубками. К трубкам посредством пайки крепятся пластины, увеличивающие площадь охлаждения (чем больше пластин, тем больше теплоотдача). Поэтому при выборе нужно обращать особое внимание на количество пластин. Сделать это можно, поставив оба экземпляра вместе и визуально осмотрев плотность пластин. У какого радиатора плотность больше, у того и теплоотдача выше. К одному из бачков прикреплены патрубки входа и выхода жидкости. Некоторые модели оборудуются местами для крепления к автомобилю.
Недостаток у данного типа только один – это его цена.
Резюмируя всё выше перечисленное, можно сказать, что забиваются грязью оба вида одинаково, как изнутри, так и снаружи. И если снаружи устройство промыть есть возможность, то внутри сделать это качественно проблематично. И если система охлаждения вашего мотора чистая (делался капитальный ремонт двигателя, либо новый автомобиль), то лучше подобрать медный вариант, если это возможно сделать для вашей модели. Ну а если состояние водяной рубашки неизвестно, лучше взять алюминиевый и заменить его через несколько сезонов таким же дешёвым вариантом.
В России, где зима длится месяцами, отопление очень важно. Рачительный хозяин сделает все, чтобы оно было максимально эффективным и по возможности недорогим. Практика показывает, что спрос на батареи из алюминия стабильно растет. Несмотря на то, что в рейтинге алюминиевые радиаторы отопления не всегда занимают исключительно первые места, у них много действительно значимых преимуществ:
Рекомендации по выбору радиатора.
Для начала нужно понять, как функционируют радиаторы отопителя на вашем автомобиле. Тепло внутрь салона поступает от работающего двигателя. Это своего рода побочный эффект от работы силового агрегата. Он выделяет тепло, которое инженеры научились использовать на благо человека, то есть обогревать им внутреннее пространство машины. Само тепло создаётся в результате сгорания топливовоздушной смеси и трения между поверхностями элементов двигателя. Чтобы отвести это тепло от нагретых компонентов мотора, в его конструкции предусмотрена система охлаждения. Одной из её функций является обогрев салона автомобиля.
Отсюда следует логичный вывод. Чем сильнее нагрет мотор, тем теплее может быть внутри салона. Охлаждающая жидкость становится горячей, отбирая тепло у двигателя, и переходит в радиатор отопителя. Здесь уже в работу вступает вентилятор, который пускает воздух через нагретый радиатор и распространяет его по автомобилю. Если быть точнее, то по салону. Водитель и пассажиры могут регулировать температуру подаваемого горячего воздуха с помощью дефлекторов и крана, которые расположены на магистрали между силовым агрегатом машины и самой печкой. Это самая простая арматура запорного типа, которая имеет механический или электрический тип привода. С её помощью регулируется количество жидкости охлаждения, проходящей через отопительную систему.
Если поднять температуру на блоке управления, кран будет открыт сильнее. При уменьшении температуры происходит обратный эффект. Его функциональность напрямую влияет на работу печки машины. Если система не сможет обеспечивать полный проход для жидкости охлаждения, нагретой двигателем, тогда водителю и пассажирам будет холодно. Большую роль играет температура на улице. В случае исправного и хорошо работающего отопителя, даже он не сможет максимально сильно прогревать салон, если внешняя температура окажется на очень низком уровне. Чем холоднее снаружи, тем сложнее печке прогревать салон.
Важно учитывать, что на автомобиле предусмотрено сразу два радиатора. Один из них входит в отопительную систему и во многом похож на старшего брата, установленного в системе охлаждения. Функции у них также похожие. Только охладительный радиатор в основном передаёт отобранное тепло в атмосферу, а маленький (отопительный) предназначен для салона. Оба устройства предусматривают наличие 2 бачков, соединённых трубками друг с другом. К ним монтируют пластины, необходимые для увеличения охлаждаемой площади. Чем больше пластин будет иметь устройство, тем выше у него окажется показатель теплоотдачи.
Потому при выборе нового отопительного радиатора следует обязательно обращать своё внимание на количество присутствующих пластин. Если их плотность высокая, тогда и теплоотдача окажется на высоком уровне. Главным отличием между ними является материал изготовления. Выбор в пользу медного или алюминиевого варианта не такой однозначный. Следует детально изучать характеристики и особенности двух вариантов, чтобы понять, на каком из них будет лучше остановиться в каждом конкретном случае.
Начнём с медных. Их многие называют более предпочтительным выбором, поскольку они обладают лучшими техническими характеристиками. Но и недостатки здесь также присутствуют. Начнём с достоинств. К таковым можно отнести:
Но за такую эффективность и пригодность к ремонту приходится расплачиваться одним объективным недостатком. Он заключается в высокой цене. Если сравнивать оба варианта конструкций, медная заметно превзойдёт по стоимости своего конкурента из алюминия. Потому при выборе у автовладельцев этот вопрос стоит очень остро. Не все готовы отдавать такие деньги, даже несмотря на очевидные преимущества и важнейшие характеристики элемента.
Сравнивая сильные и слабые стороны устройств, можно понять их основные отличия. Ведь разница между медным и алюминиевым радиаторами заключается в их основных характеристиках. То, что у одного считается объективным достоинством, для другого оказывается серьёзным недостатком. Просто посмотрите на плюсы минусы алюминиевых изделий, и вы поймёте, в чём разница между ними.
Начнём с положительных сторон алюминия, как материала для изготовления радиаторов печки автомобиля.
С преимуществами закончили. Переходим к обратной стороне медали. У алюминия не всё так хорошо. Озвученные преимущества не поддаются сомнению. Но всё же выбор в пользу меди автомобилисты делают после того, как изучат основные недостатки рассматриваемого варианта конструкции.
Потому на минусы следует обязательно указать. Это наглядно показывает различия между элементами. К основным недостаткам относят:
Примерно такие выводы можно сделать относительно этих устройств, изготавливаемых из двух разных материалов.
Вопрос выбора всё ещё остаётся открытым. Но нужно на него постараться максимально объективно ответить. Несмотря на озвученные недостатки, при выборе радиатора несколько лет назад все однозначно бы остановились на медном изделии. Такие конструкции объективно были лучше и могли обеспечить отличную работоспособность всей отопительной системы автомобиля. Но сейчас ситуация другая. Производителей много, а вот действительно качественных медных элементов, какими они были раньше, нет. Это обусловлено стремлением удешевить производство продукции.
В результате к меди начали добавлять всевозможные примеси, которые негативно влияют на прочность, качество, теплопроводность и прочие моменты, всегда считавшиеся главными достоинствами. Потому логичнее сделать выбор в пользу алюминия. Этот материал не нуждается в удешевлении за счёт примесей, потому фактически полностью сохраняет свои преимущества. А недостатки автовладельцы называют не столь существенными, поскольку радиатор всё равно является расходным материалом, который можно менять раз в несколько лет.
При нынешних условиях алюминий объективно лучше меди. Но если вам удастся отыскать максимально качественное изделие, где отсутствуют примеси других металлов, тогда можете смело останавливать свой выбор на медном радиаторе печки. А вот от чего следует категорически отказаться, так это от крашеных отопительных радиаторов. Наличие слоя краски значительно снижает теплоотдачу. В дополнение при нагреве лакокрасочного покрытия оно начинает издавать неприятный запах, который поступает внутрь салона автомобиля. Старайтесь внимательно следить за отопительной системой, предотвращать забивание каналов. Если они окажутся закупоренными, здесь уже не будет играть никакой роли тот факт, из какого материала изготовлены эти элементы системы отопления автомобиля.
Если вы сумели определить для себя лично, какой радиатор лучше, то остаётся решить только вопрос с производителем. Медь и алюминий активно используют в производстве своих изделий разные фирмы, занимающиеся созданием компонентов для автомобильных систем отопления. Хороших производителей достаточно много, но у всех есть свой опыт в работе с теми или иными заводами. Объективно лучшую компанию определить нельзя. Кто-то хорошо отзывается о них, другие остались не особо довольными. Вопрос достаточно субъективный.
Но если учитывать количество отзывов, уровень продаж и мнение специалистов, тогда в список наиболее предпочтительных производителей медных и алюминиевых радиаторов для систем отопления автомобилей следует включить:
Не пытайтесь сильно сэкономить на подобных устройствах для своей машины. Пусть вы остановились на алюминиевом варианте, который изначально стоит дешевле своего конкурента, но при слишком заниженной цене не ждите высокой эффективности или прочих положительных характеристик. Радиаторы не рассчитаны на весь период эксплуатации автомобиля. Потому этот элемент в какой-то момент обязательно потребуется менять. Большинство специалистов сходятся во мнении, что для импортных и отечественных автомобилей, несмотря на свои недостатки, лучшим решением станет именно алюминиевое устройство. Такие агрегаты способны прослужить свой срок, не создавая лишних проблем в работе отопительной системы.
Запомните, что грязь образуется одинаково в обоих вариантах конструкции. Причём происходит это внутри и снаружи.
С наружной стороны устройство очистить не так сложно. На это потребуется минимум времени и приспособлений. А вот с внутренней частью дела обстоят намного сложнее. Качественно выполнить очистку сложно, не все смогут самостоятельно с этим справиться. При условии, что система охлаждения на двигателе вашего автомобиля чистая, у вас новая машина или недавно проводился капитальный ремонт, медный радиатор печки сможет отлично показать свои самые лучшие качества. Конечно, если ваша машина рассчитана на использование таких элементов.
Если же вы не знаете, в каком состоянии находится отопительно-охладительная система, не нужно создавать себе дополнительных проблем и тратить лишние деньги. Поставьте хороший алюминиевый радиатор и поменяйте его на такой же через несколько лет эксплуатации. Как показывает практика, подобный выход из ситуации является наиболее эффективным и правильным.
Завод изготовитель комплектует отечественные автомобили медными радиаторами отопителя. Однако не всегда эти радиаторы справляются со своими обязанностями и перед владельцами встает вопрос о замене радиатора печки. Установленный с завода радиатор, служит около 3-4 лет, затем начинает течь. При выборе радиатора встает закономерный вопрос — какой радиатор выбрать медный или алюминиевый.
Завод изготовить комплектует автомобили алюминиевыми радиаторами фирмы ООО ДЗА
Лады Самары после 2007 года комплектовались алюминиевыми радиаторами, которые имеют ряд плюсов и минусов. Однако некоторые владельцы автомобилей жалуются на холодный салон и запотевание стекол.
Имеют большую плотность по сравнению с медными
Ширина каналов радиатора больше, а значит и больше теплоотдача
При появлении течи не ремонтопригоден
Достаточно быстро нагревается, но и быстро остывает
Первоначально отечественные автомобили комплектовались именно медными радиаторами. Однако в последствии, как мы уже писали выше, были заменены на алюминиевые. Сейчас найти качественный медный радиатор достаточно сложно, так как некоторые производители вместо чистой меди используют примеси.
Среди очевидных плюсов можно назвать его теплоотдачу 389,6 Вт/(м. град), она значительно выше чем у алюминиевого
Медный радиатор долго нагревается, но зато и долго остывает.
В случае протечки его можно отремонтировать. Медный радиатор можно запаять.
У этого типа радиаторов меньшее количество ребер и тонкие каналы, которые могут забиваться.
На холостом ходу медный радиатор не прогревается до нужной температуры и может идти прохладный воздух
Как видим, при выборе радиатора лучше всего обратить свой взор в сторону алюминиевого.
На сегодняшний день производителей достаточно много, однако среди них есть наиболее популярные, радиаторы которых можно легко найти в магазинах.
Как видите производителей достаточно, и у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Если вы решили купить качественный радиатор который будет служить, лучше выбрать радиатор фирмы ООО ДЗА. Именно радиаторы этой фирмы устанавливаются на конвейере. Стоимость его варьируется в пределах 700-1000 руб в зависимости от региона.
Советуем вам уважаемые читатели приобрести именно алюминиевый радиатор печки. Несмотря на его минусы, практика показывает, что этот вид радиатора неплохо зарекомендовал себя. К примеру Ваз 2114 2008 года, радиатор печки был заменен лишь в 2014 году, срок его службы около 5 лет.
Как уже писалось выше, лучше приобрести именно заводской радиатор. Более дешевые но неплохие по качеству Лузар, Фенокс и Оренбургские.
При замене радиатора советуем сразу заменить и кран печки.
15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.