7 минут Автор: Михаил Скворцов 758
Коррозия – естественный процесс взаимодействия металла с окружающей средой. Процессу окисления человечество нашло множество противоядий, но до конца препятствовать ему не удастся: рано или поздно металл начнет окисляться, или ржаветь.
Велосипед, по большей своей части, металлическая конструкция и подвержен коррозии так же, как и автомобиль. В этой статье рассмотрим, как убрать ржавчину с велосипеда быстро и самостоятельно. Предотвратить развитие коррозии – это просто. Но для начала несколько мер предосторожности, соблюдение которых вообще сведет риски появления ржавчины до 1 – 2%.
Возникновение ржавчины на велосипеде связано с прямым контактом воды с металлом, влажностью воздуха, а также ненадлежащим уходом за механизмами. Несмазанные и грязные детали больше подвержены коррозии, поэтому чистые и смазанные и сухие поверхности – ключ к долгой эксплуатации.
Катание в дождь и грязь. От него никто не застрахован, а некоторым велосипедистам нравится так проводить время. Важно помнить, что мокрые детали сильно подвержены окислению. Особенно в труднодоступных местах, где влага скапливается. Чтобы велосипед не заржавел, после поездки в дождь всё насухо протираем и сушим.
Хранение во влажном помещении. Это еще опаснее, чем покатушки в дождь. Высокая влажность буквально проникает в каждую частичку велосипеда, из-за чего может образоваться несколько обширных участков коррозии. Храните свой велик в просторных теплых и сухих местах. Что касается кладовок, то их периодически нужно проветривать, вытаскивая велик наружу.
Неправильная мойка. Втулки, систему, каретку, колеса моем так, чтобы внутрь не попадала вода. Особенно «любит» ржа скапливаться в колесных втулках, под наконечниками спиц и вообще на любых стыках. После мойки рекомендуется протереть велосипед насухо или же высушить его под солнцем.
Но что делать, когда ржавчина все-таки возникла? На самом деле, убрать ее – не такая уж проблема. Какие методы существуют и как это сделать – читаем дальше.
Какие места чаще всего ржавеют? Как ни странно, рама – это последняя стадия, и, если портится она, значит, все остальное уже давно запущено. Чаще всего коррозия образуется в колесах, передней вилке, под седлом, на металлических стыках.
Существует три распространенных способа:
Электродный способ интересен тем, что после обработки поверхности она покрывается антикоррозийным слоем, после чего уже никогда не заржавеет. Позволяет избавиться от глубокого оксидного поражения. Особенно проявляет свои качества на больших поверхностях, например, раме или ободе.
Для работы понадобится:
Будем собирать цепь, сооружая электрод с электрической цепью. Этапы работы:
Все работы делаются в диэлектрических защитных перчатках.
Метод «домашней кислоты» – отличная альтернатива собиранию электроцепи. В качестве реагентов подходят:
Казалось бы, все очень просто: лей кислоту на ржавчину. Но на практике все выглядит иначе. Итак:
Данный метод эффективен для поражений средней степени. Хорошо подойдет для звездочек, рулевой, ободьев, наконечников спиц.
Удаление ржавчины с помощью специального средства. Составы содержат довольно сильный реагент – ортофосфорную кислоту. Они подходят, если глубина поражений недостаточно большая. Хотя некоторые, более агрессивные составы, удаляют и серьезные коррозионные изъяны. Ход работы аналогичен удалению вторым способом – подготовка поверхностей, нанесение состава на шлифовальную поверхность, мягкое втирание состава и промывка. Работу желательно проводить в перчатках и медицинской маске.
Продаются такие средства в баллончиках в специализированных магазинах. Для большинства трепетных хозяев велосипедов эти средства – простой способ предупредить возникновение ржавчины.
Подведем итог: какой из перечисленных методов самый лучший? Конечно, снять коррозию эффективнее всего электродным методом. Вместе с тем, наиболее доступными для человека в домашних условиях будут второй и третий методы. А последний даже выиграет, так как он даже сэкономит время на приготовление состава.
Теперь поговорим о последовательности работ, в случае если велосипед проржавел «от и до». Наилучшим решением будет полная разборка велосипеда или хотя бы частичная, без снятия трансмиссии.
Первой чистится рама велосипеда. Особое внимание (помимо видимых участков ржавчины) стоит уделить внутренним полостям подседельной трубы, кареточного и рулевого стаканов. Часто ржавеет труба на руле и раздвижной крепежный конус одновременно с внутренними стенками колонки. Это обусловлено недостатками смазки и попаданием влаги внутрь вилки.
Детали трансмиссии – звезды, металлические остовы педалей, цепь – вычищаются отдельно от велосипеда. По крайней мере, цепь и педали точно необходимо снять.
Отдельная история – колеса. Здесь ржавчина может скапливаться во втулках, спицах, внутренних плоскостях ободьев. Последовательность работы по очистке колеса:
После того, как все детали в разобранном виде высохнут, собираем велосипед. Рама посушится чуть дольше, так и нужно. Желательно подержать велосипед в разобранном состоянии и в сухом помещении около суток. Эффективнее всего убирать коррозию в зиму или при подготовке к новому сезону.
Бывалые велолюбители знают, что с верным «конем» может случиться все, что угодно. Например, металлические части и детали транспортного средства одолеет ржавчина. В некоторых случаях такое бывает, если велосипед:
Однако расстраиваться не стоит, в большинстве случаев такая беда поправима. Есть несколько эффективных способов. И выбор какого-то одного зависит от ряда факторов:
Впрочем, для истинных велолюбителей два последних пункта принципиального значения не имеют.
Те, кто считают, что первой в неблагоприятных условиях проржавеет велосипедная рама, очень сильно ошибаются. Она, скорее всего, никогда не пострадает, поскольку покрывается специальными красочным напылением с высокой степенью защиты от подобных неприятностей. А вот руль, обода, передняя вилка, металлические части педалей, болты, дуги под седлом и пр. — это да, тут коррозии есть, где разгуляться.
В любом случае, для начала борьбы с повреждениями следует четко определить, какие детали действительно пострадали. Оценить степень проникновения ржавчины и выбрать способ борьбы с коррозийными повреждениями. А по окончании очистительных мероприятий убедиться. что абсолютно все детали, требовавшие чистки, приведены в безупречное состояние.
Убрать следы коррозии с вело-деталей и узлов помогают несколько средств и способов.
Самым простым и эффективным методом, безусловно, являются химические преобразователи ржавчины — составы, продающиеся в специализированных магазинах. На начальных стадиях поражения и глубже они действуют абсолютно безупречно, за один раз снимая до 90% налета.
Потребуется для проведения очистных мероприятий только магазинный баллончик со средством, чистые тряпки, перчатки и респираторная маска (поскольку все эти составы очень резко и неприятно пахнут, да и вообще: химия — есть химия). Кроме того, надо будет выбрать место для обработки (гараж, балкон или лоджия, другое помещение производственного или хозяйственно-бытового назначения). Можно чистить велосипед от ржавчины и на улице, но важно делать это в сухую ясную погоду.
Под велосипед необходимо будет постелить прочную пленку и можно приступать к работе:
Если с первого раза не удалось снять ржавчину полностью, необходимо повторить полный цикл обработки — до тех пор, пока следы коррозии не будут полностью удалены с очищаемых велосипедных деталей и узлов. При невозможности полной очистки, следует применить какой-то другой, более действенный способ.
Эффективным способом борьбы со ржавчиной является кислотный метод ее удаления. По мнению специалистов именно он способен ликвидировать самые глубокие коррозийные поражения.
Потребуются для проведения очистных мероприятий:
Последовательность действий следующая:
Для пущей эффективности в лимонный сок можно добавлять поваренную соль. Лучше — крупную для еще и абразивного воздействия.
Есть и еще один (довольно часто применяемый) способ избавления велосипедных деталей от глубокой (и не очень) ржавчины. Метод довольно и интересный и, что важно, по-настоящему действенный.
Потребуются:
Работа по очистке выполняется поэтапно:
«Фокус» этого оригинального и необыкновенно эффективного способа заключается в том, что обработанные места уже никогда не заржавеют! И можно даже не покрывать их каким-то специальным защитным слоем.
Корозия на велосипеде довольно распространенный дефект, который возникает со временем. Дождь, повышенная влажность, снег и другие явления окружающей среды влияют на этот процесс. Следы коррозии появляются в результате воздействия воды, кислорода и углекислого газа на металлические поверхности. То есть происходит реакция с образованием оксидов железа и гидроксидов.
Чаще всего встречаются рекомендации по использованию в этих целях лимонной кислоты. Действительно, она есть дома практически у всех, да и на её роль подойдет сок лайма. Достаточно выжать цитрус в подходящую емкость и можно приступать. Дополнительно понадобится материал для шлифовки, ненужная ветошь или бумажные полотенца. Вам останется совершить несколько простых действий:
Идентичные действия можно совершить, используя в качестве реагента комбинацию уксуса с лимонной кислотой (в соотношении 1:1). Или другой проверенный вариант – пара столовых ложек соды, разведенных в стакане воды.
Внимательно отнеситесь к обработке велосипедной цепи, её легко испортить. Используйте для очистки раствор WD-40. Можно поместить цепь на пять минут в солярку, керосин или смазать минеральным маслом. После нанесения масла должно пройти не менее двадцати минут, чтобы оно проникло как можно глубже. И только после этого можно удалить слой ржавчины. А затем убрать впитывающей губкой остатки масла.
Это вещество используется во многих отраслях промышленности, представляет собой 85% раствор. При работе с ним очень важно соблюдать меры безопасности. Средство является пожароопасным и довольно токсичным. Но если с ним обращаться правильно, то оно эффективней других справится со следами коррозии. Что вы должны сделать: выбрать помещение, которое легко проветрить, открыть окна, надеть перчатки и маску (лучше респиратор). Избегайте контакта с открытыми участками кожи.
Как правильно очистить велосипед ортофосфорной кислотой:
Так называемые «преобразователи ржавчины» изготавливают на основе той же фосфорной кислоты и специальных добавок. От того, какие компоненты дополнительно включили в состав, зависит назначение покупных препаратов.
Они делятся на: преобразователи, грунтовки, стабилизаторы. Например, преобразователи с добавлением марганца и цинка обеспечат эффект легирования металла. Другой вид — грунтовки могут избавить от коррозии и послужить основой под покраску. А модификаторы-стабилизаторы сами по себе грунтовкой не являются, только повышают её свойства и убирают ржавчину.
Вам решать, какое средство выбрать. Можно начать с бюджетных способов, применяя народные советы, проверенные временем. Если они справятся с проблемой не до конца или вы захотите улучшить результат, тогда попробуйте магазинное средство.
Возможно ли спасти велосипед от коррозии? Конечно можно, сегодня существует большой выбор специальных покупных средств, известны и народные методы. Но лучше предупредить появление дефекта, чем потом героически с ним бороться. А для этого необходимо выдерживать простое правило, заключающееся в содержании своего железного друга в нормальных условиях, без повышенной влажности. Оно сведёт риск ухудшения его состояния практически к нулю.
Для полного понимания проблемы ржавчины на велосипеде стоит глубже вникнуть в суть вопроса. Коррозия – естественное явление, всегда возникающее при соприкосновении металла и окружающей его среды. Для предупреждения процесса окисления, приводящего к появлению сразу рыжих пятен, а потом и дыр, найдены различные противоядия, но окончательно победить его ещё не удалось. Вот почему любое транспортное средство и велосипед, в том числе, состоящий, в основном, из металлических деталей, со временем начинает покрываться коррозийными пятнами. Если они появились, значит нужны срочные меры для очистки.
В противном случае любой контакт не просто с водой, но даже с достаточно сырым воздухом приводит к образованию коррозии и, в результате сокращению срока эксплуатации двухколёсного транспортного средства.
От попадания под дождь во время велопрогулки не застрахован никто. И если такое случилось, то важно своевременно принять меры по предотвращению процесса окисления деталей и конструкций велосипеда. Особенно тщательно нужно протирать труднодоступные места, где, в основном, и собирается влага. Только полностью сухой можно оставить на хранение.
Хотя современные велосипеды подвержены качественной покраске, качественно защищающей от ржавчины велосипед, но в процессе эксплуатации появляются микроскопические царапины. Они даже не видны глазу, но отлично накапливают в себе влагу и способствуют развитию коррозийного процесса. Особенно если велотранспорт храниться в сыром помещении. Вот почему основное правило содержания гласит о необходимости хранения велика в сухом и тёплом месте.
Хороший хозяин старается содержать своего железного коня в идеальном состоянии. Вот почему мойка – обязательная и частая манипуляция. Но и она требует правильного проведения. Нужно стараться, чтобы вода не попадала внутрь колёсных втулок, на различные стыки, в область наконечников спиц. Обязательным считается протирание и полное высушивание. Именно эти действия не позволят превратить ваш транспорт в жалкий ржавый велосипед.
Исходя из технологии обработки деталей и механизмов, каждая из них по-своему подвержена коррозии. Стоит отметить, что если начала окисляться рама, то все остальные детали уже очень пострадали. А всё довольно просто. Любой производитель обрабатывает её особенно тщательно, напыляя специальные лакокрасочные материалы. Они обладают защитными антикоррозийными свойствами, что и спасает.
Что не скажешь, например, о цепи, металлических ободах колёс, частях педалей, также изготовленных из металла. В список стоит внести различные крепёжные элементы, части седла, спицы и даже руль. Вот где чаще всего ржавеет велосипед. И если такие места обнаружены, важно точно оценить степень повреждения металла, определиться с адекватным методом воздействия на проблему. Следует провести очищение так, чтобы не осталось ни единого пятна. Только в этом случае можно считать задачу решённой.
Решение любой проблемы начинается с выяснения её сложности и объёмов. Вот поэтому нужно произвести детальный осмотр велотранспорта, в результате которого выявить:
В зависимости от полученного результата нужно планировать мероприятия по удалению ржавчины на велосипеде.
Одним из наиболее эффективных считается удаление коррозии с помощью специальных преобразователей. Имея специфический состав, они способны почти стопроцентно снять налёт при повреждениях начальной стадии.
Проводить очистку возможно на свежем воздухе в солнечную и сухую погоду. Можно работать в гараже и даже на балконе при закрытой двери в квартиру. Для процедуры потребуется само средство. Оно продаётся в аэрозолях или простых флаконах. Также следует приготовить ветошь, для индивидуальной защиты пригодиться респиратор и резиновые перчатки. Чтобы во время работы не наследить, стоит место застелить плотным полиэтиленом. Сам процесс проводится по следующему алгоритму:
В случае, когда ржавчина на велосипеде всё-таки осталась, следует произвести повторную манипуляцию или попробовать другие методы очистки.
Отвечая на вопрос о том, как снять ржавчину на велосипеде в домашних условиях стоит вспомнить очень эффективный кислотный способ, способный убрать даже глубоко въевшуюся коррозию. Для этого используют сок лимона, металлическую губку (можно обычную кухонную), чистые хлопчатобумажные салфетки. Имея всё это под рукой, нужно подготовить велосипед для процедуры, поскольку он должен быть идеально чистым, полностью сухим. Проблемные места лучше обезжирить. Работа выполняется в такой последовательности:
Добавление крупной поваренной соли в сок поспособствует абразивному воздействию, что улучшит результат. Способны привести в порядок велотранспорт и другие кислоты как неорганические, так и относящиеся к органике.
Очистка от ржавчины должна иметь заключительный этап. Он включает в себя покраску частей, где обнаружены царапины. Сегодня можно сдать отдельные детали для хромирования и никелирования в специальные мастерские. А части велосипеда, не подлежащие названным выше манипуляциям нужно периодически смазывать. И тогда ваш железный конь будет всегда на ходу.
Велосипед – это средство для передвижения, которое делает перемещение более комфортным и быстрым. В то же время этот агрегат нуждается в постоянном уходе, а при неправильном обращении он может создать ряд проблем. Перед началом каждого сезона нужно тщательно осматривать велосипед, ведь рано или поздно на руле, раме или другом металлическом элементе может появиться ржавчина. Как устранить ее в домашних условиях? Именно об этом мы и поговорим в данной статье.
Ржавчина – это особый налет рыжевато-оранжевого цвета, который появляется на металлических поверхностях. В состав налета входит смесь оксидов и гидрооксидов железа (продукты коррозии). Ржавчина появляется от непосредственного контакта металла с водой или воздухом. Исходя из этого, причиной появления ржавчины на велосипеде может послужить:
Если забыть о велосипеде и оставить его на балконе, то через 1-2 года он покроется ржавчиной. Однако если тщательно осмотреть агрегат, то можно убедится, что коррозия появилась лишь на некоторых деталях. Например, рама не пострадает, так как она окрашена специальной краской, включающей в свой состав противокорозийное средство.
Детали, которые ржавеют в первую очередь:
Как известно, лучший способ решить проблему – предотвратить ее. Ржавчина на металле не является исключением, ведь коррозийных процессов можно избежать или хотя бы максимально их отсрочить. Для этого нужно соблюдать меры профилактики, а именно:
Если, несмотря на все старания и ухаживания, рыжий налет появился, то нужно заняться ее устранением. В первую очередь нужно оценить масштаб работ и критичность коррозийных процессов, после чего подбирается способ решения проблемы. Устранить ржавчину можно одним из следующих методов:
Инвентарь, который понадобится для проведения процедур:
Если рыжих пятен немного, то справиться с ними можно за 20-30 минут. Для этого нужно:
В случае, когда ржавчины много и метод не действует нужно продолжить процесс, купив средство для удаления ржавчины, которое можно найти в магазине или сделать самостоятельно. Этапы работы:
Эту часть велосипеда нельзя красить или чистить металлической щеткой, так как она быстро придет в непригодное состояние. Для устранения ржавчины с велосипедной цепи нужно действовать следующим образом:
Важно! Процедуру нужно проводить на улице с использованием костра. Важно соблюдать правила пожарной безопасности, так как неосторожное обращение с огнем может завершиться катастрофическими последствиями.
Если следы от рыжеватого налета еще совсем свежие, то устранить их можно подручными средствами, описанными ниже. Картофель – идеальное средство для устранения ржавчины с велосипеда, ножей и прочих небольших металлических изделий. Для чистки нужно:
Также для чистки велосипеда от ржавчины можно использовать кетчуп или томатный соус:
Для устранения ржавчины с поверхности велосипеда можно использовать органические или неорганические кислоты, однако, неорганические вещества взаимодействуют с металлом, оказывая на него негативное влияние. Азотную кислоту использовать нежелательно, а вот слабые растворы соляной и серной кислоты применимы, но при работе с ними нужно использовать средства самозащиты (респиратор, очки и перчатки).
Лучше всего бороться с ржавчиной при помощи ортофосфатной кислоты, создающей защитную пленку, защищающую металл от коррозийных процессов. Для устранения рыжих следов нужно подготовить:
В этом случае нам поможет уксусная или лимонная кислота. Для этого нужно подготовить:
Для того чтобы предотвратить дальнейшее распространение ржавчины нужно: