Человеку, который выбрал своим транспортным средством мотоцикл, рано или поздно придется встретиться с очень опасной ситуацией: поездка в дождь. Только от знания основных принципов езды в мокрую погоду зависит безопасность и уверенность водителя на трассе. Существует несколько способов, как обезопасить себя во время поездки в дождь. Рассмотрим основные из них.
Структура асфальта достаточно пористая и шероховатая в сухое время, это позволяет впитывать маслянистые вещества выхлопа и сохранять хорошее сцепление колес с дорожным покрытием. Все меняется с началом дождя: в первый час сцепление уменьшается, ведь вода заполняет поры дороги, а маслянистые вещества поднимаются наверх, делая покрытие скользким. Позже дождь смывает с дороги эти вещества, и сцепление увеличивается.
Также опасными местами становятся дорожная разметка и крышки люков. Потому заранее планируйте, как будете преодолевать эти места, старайтесь двигаться плавно: на этих местах не безопасно резкое торможение или ускорение.
Важно помнить, что аквапланирование на мотоцикле маловероятно, потому что в отличие от автомобиля, шина на мотоцикле более узкая. Даже высокий протектор на шине не способен обеспечить должный отвод воды, потому проезд по луже нежелателен, если же объехать лужу невозможно, стоит держать газ ровно, руль прямо и не использовать тормоз.
Для увеличения безопасности помните, что ездить в дождливую погоду стоит крайне осторожно. Видимость ниже и для водителей автомобилей, а тормозной путь – в разы выше. Из-за этого повышается риск непредсказуемого поведения на дороге.
Чтобы иметь больше времени на реакцию – стоит передвигаться с невысокой скоростью. Это снизит тормозной путь, позволит вовремя реагировать на дорожные знаки и изменения в дорожной ситуации. Резкий тормоз может вызвать скольжение, потому лучше соблюдать плавность в езде, не совершать резких маневров.
Если есть возможность отказаться от поездки в дождь, то сделайте это, если же такой возможности нет, или дождь застал вас в дороге, постарайтесь сосредоточиться на дороге, и будьте внимательны!
Несомненный аргумент в пользу мотожизни – максимальное ощущение реальности в путешествии: никакого каркаса безопасности, отсутствие кондиционера, поэтому если жара, то ты чувствуешь ее на себе, а если дождь, то промокаешь до нитки. По сути, езда в плохую погоду такой же контраргумент, как плюсик за реальность ощущений в погожий день.
Что нужно учитывать при езде в дождь?
Осадки, большие или маленькие, всегда портят обзор, заливая визор пилоту, лобовое стекло водителю и глаза оголтелому пешеходу, спешащему через восемь полос магистрали домой на просмотр очередной серии «Игры престолов». По итогу, никто никого не видит, но подозревает, о существовании встречного и попутного движения с редкими сюрпризами выбегающих горожан на проезжую часть.
Покрытие Anti Rain на визоре улучшит ситуацию в вашу пользу, как и снижение скорости до благоразумной.
При езде в дождь рекомендуется пользоваться светоотражающими жилетами или яркими дождевиками, потому что видимость падает, а яркая экипировка выделяет вас из толпы.
Наверное, единственные мотоциклисты, которым любой дождь нипочем и вообще звучит, как вызов – эндуристы и кроссмены, спешащие на штурм трассы и луж с счастливыми возгласами «Уиии!». Именно у этих парней и девушек стоит поучиться езде в плохую погоду или поспрашивать о поведении мотоцикла, когда сцепление с поверхностью близко к символическому.
В городских условиях штурмовать лужи – плохой план. Покрытие дороги коварно не только из-за влажности, но и из-за скрытых под водой ям. Если вам везло не влетать передним колесом в открытый люк, это не значит, что такие везение бесконечно. Чем больше осадке, тем быстрее лужи превращаются в реки, под которыми могут скрываться любые неровности дороги.
Следите за тем, как залитые водой участки трассы проезжают автомобили, проваливаются ли они колесом, объезжают ли какой-то участок? Старайтесь увеличивать дистанцию внутри своей полосы, чтобы оставлять место для маневра при необходимости.
Во-первых, очевидно, что дождь вымывает на поверхность все, что накопилось на дороге с прошлого ливня. Мусор, масляные пятна, листья и прочий сор теперь не копится по краю проезжей части, а может попадать под колеса. В большинстве мотошкол советуют переждать начало дождя, а лучшее вообще не выезжать в непогоду.
Во-вторых, тормозной путь увеличивается до неприличия. Многие об этом забывают и начинают прижиматься в потоке, будто это поможет быстрее проехать.
Множество пилотов или забывают, или не знают вовсе о существовании понятия «аквапланирование». Этот термин говорит о том, что при движении по влажной поверхности с увеличением скорости перед колесом образуется водная подушка, этакая накатанная волна, которою колесо гонит перед собой. В результате сцепление покрышки с поверхностью дороги просто исчезает. Пятна контакта нет из-за водного клина, секундный воблинг на повышении скорости или неудачном маневре и вы продолжаете свой путь аки морская звезда, выброшенная на берег, с брызгами стирая экипировку и даря части цветного пластика асфальту.
Дабы увеличить пятно контакта покрышки, опытные пилоты снижают давление в колесах. Правда, от образования водной подушки перед колесом это не спасет. Главное помнить, что чем выше ваша скорость, тем больше воды покрышка толкает перед собой. А как вы хотели? Вода жидкость, а мотоцикл рассекает ее, а не движется поверх. Влаге некуда деваться с пути колеса, потому что не все отводится через каналы протектора и излишки неизбежно собираются впереди.
И последняя мелочь, которая обрушивается, как лавина: брызги из-под колес машин. Вот уж что правда, то правда. Едешь себе тихо в дождевике и бахилах, скорость не нарушаешь, никому не мешаешь как. на фонтан аля цунами от промчавшихся “жигулей”. Как из брандспойта окатит! А главное, водителю даже в голову не приходит, что сильные брызги из лужи могут выбить вас из равновесия.
Если есть возможность, лучше не рисковать, а просто переждать непогоду.
Человеку, который выбрал своим транспортным средством мотоцикл, рано или поздно придется встретиться с очень опасной ситуацией: поездка в дождь. Только от знания основных принципов езды в мокрую погоду зависит безопасность и уверенность водителя на трассе. Существует несколько способов, как обезопасить себя во время поездки в дождь. Рассмотрим основные из них.
Структура асфальта достаточно пористая и шероховатая в сухое время, это позволяет впитывать маслянистые вещества выхлопа и сохранять хорошее сцепление колес с дорожным покрытием. Все меняется с началом дождя: в первый час сцепление уменьшается, ведь вода заполняет поры дороги, а маслянистые вещества поднимаются наверх, делая покрытие скользким. Позже дождь смывает с дороги эти вещества, и сцепление увеличивается.
Также опасными местами становятся дорожная разметка и крышки люков. Потому заранее планируйте, как будете преодолевать эти места, старайтесь двигаться плавно: на этих местах не безопасно резкое торможение или ускорение.
Важно помнить, что аквапланирование на мотоцикле маловероятно, потому что в отличие от автомобиля, шина на мотоцикле более узкая. Даже высокий протектор на шине не способен обеспечить должный отвод воды, потому проезд по луже нежелателен, если же объехать лужу невозможно, стоит держать газ ровно, руль прямо и не использовать тормоз.
Для увеличения безопасности помните, что ездить в дождливую погоду стоит крайне осторожно. Видимость ниже и для водителей автомобилей, а тормозной путь – в разы выше. Из-за этого повышается риск непредсказуемого поведения на дороге.
Чтобы иметь больше времени на реакцию – стоит передвигаться с невысокой скоростью. Это снизит тормозной путь, позволит вовремя реагировать на дорожные знаки и изменения в дорожной ситуации. Резкий тормоз может вызвать скольжение, потому лучше соблюдать плавность в езде, не совершать резких маневров.
Если есть возможность отказаться от поездки в дождь, то сделайте это, если же такой возможности нет, или дождь застал вас в дороге, постарайтесь сосредоточиться на дороге, и будьте внимательны!
Опубликовал: zzman в Выбор мотоцикла и экипировки 24/08/2013 0 4,103 Просмотров
В зависимости от опыта, навыков, уровня подготовки и любви к риску, езда на мотоцикле в дождь может быть как пугающей, так и захватывающей. В любом случае, это более сложно и потенциально опасно, чем прогулка по сухой солнечной дороге с рекомендованной скоростью. К тому же, Вам и двухколесному другу после возвращения домой потребуется основательный душ.
Некоторые ездоки избегают дождя, особенно в районах с большим количеством осадков. Но если Вы привыкли ездить далеко и долго, то рано или поздно столкнетесь с этим явлением природы, хотите того или нет.
Если полагаете, что придется ездить под дождем, лучше знать заранее, чего следует ожидать и подготовиться. Примите вызов и не опасайтесь неизведанного – это только повредит.
Как говорилось выше, некоторые райдеры любят дождь. Даже мотогонки не отменяют из-за слякоти на круге – вода с неба еще не повод оставлять мотоциклы в гаражах.
Если все водители согласились на полностью закрывающий голову шлем – то на улице явно идет дождь. Дождевые капли больно жалят кожу на скорости, а порывы ветра могут принести какой-нибудь не слишком мягкий предмет из ниоткуда прямо в лицо.
Иметь соответствующую поездке одежду тоже жизненно важно. Дождевики работают неплохо, особенно при обычном несильном дожде. Но лучше надеть что-то более значительное, с учетом того, что вы можете еще и упасть. Специальная мотоциклетная одежда для непогоды сшита так, что не дает проникнуть ветру и дождю вовнутрь. Ведь незакрытые манжеты рукавов, штанов и горловина – фактически ворота для влаги и воздуха.
Например, если у вас есть влагостойкая куртка и перчатки с крагами, давление воздуха может погнать дождевую воду по крагам в рукава. Некоторые райдеры делают дополнительные защипы на рукавах, другие же довольствуются более тщательным утягиванием. То же самое и с шеей: высокий воротник или специальный утеплитель шеи могут спровоцировать затекание влаги.
Если планируете длительную поездку, не поленитесь протестировать экипировку в дождливый день недалеко от дома. Отработка возможных проблем в «тепличных» условиях в будущем поможет совершить поездку под дождем, считая ее приятной прогулкой, а не проклинать каждый километр пути.
Если все-таки намокнете – замерзнуть или «запариться» в одежде зависит только от вас. Зная о непогоде, можно надеть под спецодежду белье, которое не пропускает влагу – полиэстер, флис или шерсть. Водитель, отвлекающийся на собственные ощущения, может упустить ситуацию на дороге. Поэтому продумайте все заранее.
Дождевая вода делает даже чистое покрытие менее бугристым и шины не прогреваются так быстро, как на такой же сухой поверхности.
И что более неприятно, если осадков не было довольно долго, грязь, масла и другие технические жидкости, попадающие на дорогу, формируют скользящий слой, который смывается только при сильном дожде. Причем сам этот слой становится во время дождя еще более скользким.
И как сцепление на сухой поверхности зависит от ее типа, то же самое справедливо и для мокрых поверхностей. На некоторых дорогах «мокрое» сцепление весьма неплохое, на других же – просто ужасное. И именно ездоку придется на себе определять, где какое.
Чтобы протестировать сцепление, надо аккуратно и быстро нажать и отпустить задний тормоз. Это работает и на сухих поверхностях и способ лучше, чем никакой, для определения тормозного пути. Делать это надо только на прямом ровном участке дороги, иначе рискуете оказаться в кювете.
Опасность представляют недавно отремонтированные участки, старый оплавленный асфальт, определенные покрытия, гравий и глина, смытые на дорогу, «стиральные доски» и поверхности с разлитым на них маслом. Гаражи и многоуровневые стоянки, которые протекают под дождем, но никогда затем полностью не вымываются, также могут доставить неприятные минуты. Берегитесь трамвайных путей, металлических покрытий на дороге и тому подобных препятствий. Краска на пешеходных переходах и толсто нарисованные линии разметки также весьма скользки при намокании, поэтому если есть возможность – избегайте наезжать на них.
Конечно, на мокрых дорогах все сбрасывают скорость, но ключевой навык – аккуратное изменение траектории движения. Не зажимайтесь, сидя на мотоцикле, расслабьте тело и не сжимайте судорожно руль – пусть мотоцикл делает свое дело. Используйте тормоза не резко, а постепенно выбирая гашетку. Входите в повороты и ускоряйтесь плавно. Езда «в натяжку» поможет избежать прокручивания заднего колеса.
Гидропланирование менее характерно для мотоцикла, чем для машины. Но чем шире шина или выше скорость – тем большая вероятность, что эффект произойдет. Дренажные канавки или насечки на шинах должны быть достаточно глубоки.
Дождевая резина для города обычно имеет больше канавок, для уличных гонок – меньше. Зато спортивная резина может похвастаться своим составом. Как и на сухой поверхности, более мягкие шины имеют лучшее сцепление с дорогой, чем сделанные из более твердых компонентов.
Специальная жидкость Rain-X наносится снаружи забрала шлема для скорейшего стекания жидкости. Обработка стекла с внутренней стороны специализированным средством помогает уменьшить запотевание. Чем ниже скорость, тем быстрее происходит запотевание и тем больше капель остается снаружи. Периодическое откидывание забрала создаст дополнительную вентиляцию, а если Вам совсем ничего не видно через стекло, то его придется держать открытым постоянно, держа при этом невысокую скорость.
Очки с желтыми или оранжевыми стеклами увеличивают четкость картинки, особенно при езде под дождем днем и в сумерках.
Если ветровое стекло высокое, Вы не сможете нормально смотреть поверх. Стоит подумать об уменьшении его размеров.
Яркие цвета и светоотражающие элементы гораздо лучше, чем черный или нейтральный. Если упадете на проезжую часть, то лучше бы окружающие водители четко понимали, что перед их колесами человек, а не кусок шифера.
Соблюдайте безопасную дистанцию и держитесь подальше от тех, кто ей пренебрегает или хочет повиснуть у Вас на седелке. Такие типы имеют все шансы не успеть изменить траекторию своих транспортных средств, чтобы избежать столкновения при резком маневре впереди едущего мотоцикла. Постарайтесь показать им, что надо немного отстать или обогнать Вас, но не висеть на хвосте.
Нежелательно ездить во время гроз. Райдера может убить молнией или лишить сознания. Счастливчик очнется в больнице, остальные же будут коротать вечность в земле. Пик летних гроз приходится на июль-август.
Мотоцикл – как маленький парус. Легкие байки с обтекателями, закрывающими весь корпус, особенно подвержены боковому ветру. Будьте готовы наклоняться вместе с мотоциклом против ветра для того, чтобы двигаться перпендикулярно поверхности дороги. Но не забывайте, что ветер может налетать порывами – и при ослаблении давления надо успеть принять вертикальное положение, чтобы не упасть. Иногда райдеры прячутся за большими машинами для защиты от ветра. Не забывайте, что у водителя есть слепые зоны по зеркалам или из-за элементов корпуса самой машины и он просто может Вас не заметить, меняя направление движения.
Лишь только Вы сами можете накопить опыт движения под дождем. Если внезапно окажетесь в ситуации, с которой явно не можете совладать – лучше остановиться и переждать. Хорошей идеей является превентивное обучение езде под дождем в контролируемых условиях. Помните: паника – худшее, что может случиться на дороге. Поэтому думайте, перед тем как совершать маневры, постоянно учитесь и не выходите за пределы возможностей своего мотоцикла.
Поездка на мотоцикле в дождь является штатной ситуацией, а не подвигом.
Редко удается отъехать хотя бы на тысячу километров от дома, ни разу не попав под дождь. И сам по себе дождь не несет какой-то угрозы, если действовать разумно и понимать, некоторые особенности управления мотоциклом в сырую холодную погоду.
Во-первых: подбирайте правильную экипировку! Дождевик, мембранная обувь (или бахилы) и перчатки – это обязательный атрибут поездки. Если вы замерзнете, то ваше внимание резко снизится, скорость реакции упадет, вы будете сосредоточены на утрате комфорта вашего организма, а не на управлении мотоциклом. Замерзшие кисти рук не дадут вам хорошо работать газом, правильно дозировать усилие на торможении. Позаботьтесь о чистоте визора, пинлоке или хотя бы, обработайте визор средством от запотевания. Если вы утратите способность видеть, куда ехать, то поездку продолжать не стоит.
Все это, в совокупности, не менее опасно, чем скользкая дорога и ослепшие водители автомобилей.
Если вы решили переждать начало дождя или дождь вообще, то не стоит останавливаться для этого под мостами, надземными пешеходными переходами, в тоннелях и на автобусных остановках. Не с проста ПДД запрещает стоянку в этих местах. Останавливайтесь на паркинге при АЗС или на специально отведенных для стоянок зонах автодорог. Дождь практически никогда не начинается внезапно, всегда можно заметить надвигающуюся тучу и озаботиться поиском места для безопасной стоянки заблаговременно. По крайней мере, в европейской части страны уж точно.
Вторая угроза: снижение держака. То, что не было скользким, намокнув становится таковым, а то, что скользким было, в дождь превращается в полированный лёд. Более того, на мокром асфальте становятся плохо различимы песок и масло. И спасение лишь одно: все делайте плавнее, чем на сухой дороге. Плавное открытие газа, плавная работа тормозами, маневрирование без глубокого наклона мотоцикла и резкого контрруления, снижайте скорость и увеличивайте дистанцию. Так же отмечу, что срыв заднего колеса (с газа, на торможении или при аквапланировании) сам по себе не ведет к необратимым последствиям, отработать это явление можно как на площадке, так и в эндуро. Научиться продолжать движение при срыве заднего колеса, сравнительно, несложно. С передним все гораздо сложнее.
Так что снижаем скорость, усиливаем внимание и делаем все максимально плавно.
Ну и третья опасность: если в дождь становится хуже видно нам, то, всенепременно, нас тоже становится хуже видно. Водители автомобилей и в сухую ясную погоду не особо замечают нас в зеркалах заднего вида, в зеркалах же, залитых водой, мы и вовсе становимся невидимыми. Помните о том, что 80% водителей автомобилей не умеют управлять автомобилями, а способны лишь ездить на них. Будьте заметнее: яркий дождевик, ПТФ, аварийка в междурядье. Не будет лишним помигать дальним светом, в то время, как передвижение с постоянно включенным дальним, в дождь большого смысла не имеет, статичное большое пятно света и небольшое пятно в залитом дождем зеркале воспринимается примерно одинаково.
Автор: Дмитрий Агапов, инструктор мотошколы Акатегория.
Об этом и многом другом Вы можете узнать на нашем курсе контраварийного вождения с Дмитрием Агаповым.
Очень понравилось занятие с Дмитрием! Сразу видно, что у него большой опыт работы по обучению Вождению. Ёмко изложил теорию. Всё по делу и предельно ясно. Осталось время и на вождение на первом уроке. Работали, как минимум, над пятью упражнениями и, хотя у меня не все получалось идеально, но я ушёл довольный и окрылённый идеей, что я смогу освоить вождение. Рекомендую всем.
Выиграла приз — бесплатное занятие! Спасибо огромное! Все очень понравилось ? Обязательно продолжу обучение.
Получил тут категорию А! Экзамен в ГИБДД было сдать не трудно. Лучшая мотошкола в Москве! Мотоинструкторы грамотные и опытные. Есть услуга хранения мотоцикла с возможностью тренировки на нем на крытой тёплой зимней площадке. Очень удобно и недорого. Спасибо мотошколе А категория!
… Откатал практику в мотошколе Акатегория. Советую — разные, неубитые моты, в ходе практики дают покататься на всех. Отдельный респект инструктору Александру, всему научит, даже если ты первый раз оседлал железного коня, где нужно подскажет, а где нужно пожурит, но все по делу. Купил мот и экип, сдал экзамен в ГАИ, и права с новой категорией уже сейчас в кармане…
Всегда ощущала тягу и страсть к мотоциклам. Попала в эту замечательную школу вождения. Встретилась с единомышленниками и не пожалела. Открыта категория а, сдала экзамен с первого раза. Помогли выбрать первый мотоцикл и научили всему, что сейчас умею. Роман — лучший мотоинструктор! Очень обходительный «живой», всегда рядом на занятии.
Много мотошкол в Москве: Мосгортранс, Мотостади, Неваляшка, Мосмото, Мотообраз и др. Но я училась в Акатегории на курсах вождения мотоцикла. Сдала экзамены на категорию А на крытой площадке, практика со 2-й попытки, переволновалась. Пересдача бесплатно! Обучение вождению мотоцикла так же проходило на крытой тёплой просторной площадке. Парк мототехники шикарен. Даже успела прокатиться перед закрытием сезона с новыми правами по городу, брала в аренду мотоцикл в школе. Спасибо за профессионализм!
Занимался у инструктора Александра, очень гибкий подход и приятное общение. У меня как и у многих сейчас очень сложно со временем, но мне всегда находили время удобное для меня. Много площадок из них две крытые что актуально в плохую погоду, нормальная техника где все работ…
Обратился в школу осенью 2016 года, буквально за пару практических занятий «поехал сам». Спасибо опытному инструктору Александру — объясняет все очень доступно, нет страха ошибиться, так как он всегда поможет и объяснит как правильно. В наличии есть несколько мотоциклов, как легкие, так и потяжелее, что позволяет почуствовать разницу в управлении. Так же школа предоставляет всю необходимую экипировку, что очень приятно. Спасибо!
Мотоинструктор Саша Черников очень большой молодец, он со всей душой подходит к своему делу. Он с детства увлекается мотоциклами и на самом деле большой профи в этом. Никогда ни за что не ругает, наоборот, помогает, рассказывает, показывает все. Если не получается — поддерживает, а это очень важно!
Спасибо мотошколе за бесплатный пробный урок. Это было превосходно. Тяга к вождению подтвердилась.