Многие владельцы мототехники стремятся как можно более эффективно использовать имеющиеся у них транспортные средства. При возведении различных строений, облагораживании садовых участков и при выполнении других хозяйственных работ возникает необходимость в перемещении различных грузов на небольшие расстояния.
В ряде случае справиться с подобной задачей под силу мотоциклу с боковым прицепом. С его помощью можно значительно расширить ассортимент надлежащих работ: перевозить песок, гравий, пиломатериалы, сено, бытовые отходы и т.д. Оптимальным решением можно считать одноосный прицеп простейшей конструкции. На страницах сайта umeltsi.ru не раз приводились описания подобных устройств. Многие самоделки имели оригинальное конструктивное решение.
Выношу на суд читателей издания свой вариант бокового прицепа к мотоциклу. Изюминка в предлагаемой конструкции—узел подвески. Она без рычагов, пружин и амортизаторов, которые существенно усложняют конструкцию и требуют дополнительных затрат времени и материальных средств. Я решил эту проблему иначе—установил вместо амортизаторов рессору, которая не только обеспечивает достаточную мягкость хода, гася колебания от неровностей дороги, но одновременно выполняет также и роль оси.
При изготовлении прицепа широко использовались имевшиеся в наличии детали от мотоциклов и мотороллеров. Так, основной несущий элемент конструкции—рама «позаимствована» у бокового прицепа мотоцикла «ИЖ», отысканная в куче металлолома, дожидавшаяся своей очереди на переплавку. Обрезав всё лишнее, получил раму размерами 650×800 мм (разумеется, таковую можно сварить, например, из водопроводных труб диаметром 50 мм). Для крепления рессоры к лонжеронам рамки снизу приварил поперечную балку из двух уголков размерами 35x35x3 мм (или из швеллера подходящего размера), которую для придания большей жёсткости соединил с задней поперечиной рамки распоркой из трубы диаметром 30 мм. К балке и передней поперечине приварил водило (32-мм труба), на переднем конце которого установил сцепное устройство—рулевую тягу от грузового автомобиля. На мотоцикле-буксировщике закрепил поворотный рычаг от того же автомобиля, в отверстие которого при движении с прицепом вставляется наконечник рулевой тяги.
Рессора собрана из трёх листов от автомобиля ГАЗ-51 (при желании можно и больше). Нижний лист длиной 900 мм, второй—700, третий—600 мм (при большем количестве каждый последующий на 100 мм короче), пакет стянут центральным болтом. К поперечной балке рамы рессора прикреплена через прокладку размерами 35x70x500 мм из дерева твёрдых пород тем же центральным болтом и двумя стремянками. На концах нижней рессоры закреплены узлы подвески колёс, изготовленные с использованием деталей бокового прицепа «ИЖ». При их отсутствии придётся прибегнуть к услугам профессионапьного токаря и выточить недостающие детали.
Узел оси собирается отдельно, а уже потом в нём сверпятся отверстия под крепёжные болты по месту. Конструкция узла ясна из рисунка: это разрезная втулка, в которой зажимается ось и с помощью двух угопков и пластины крепится к концу рессоры. Из-за трудности её сверления вместо отверстий на концах пропиливаются пазы глубиной в половину диаметра крепёжных болтов.
Колёса прицепа—от мотороллера «Вятка» первых выпусков, ступица—доработанная от мотоцикла «ИЖ». Пришедшее в негодность колесо разбирается и от ступицы ножовкой по металлу, или болгаркой, или на токарном станке отрезается тормозной барабан (оставляется лишь буртик высотой 5—7 мм); с другой стороны буртика быть не должно — к ней будет крепиться колесо. Для этого на диске колеса сверлятся четыре отверстия диаметром 10 мм. Ступица крепится на оси штатной гайкой и шплинтуется.
Кузов размерами 1200х900х 350 мм сварен из уголка размерами 25×25 мм, днище и борта—из оцинкованного листа толщиной 0,7 мм. Для защиты от грязи над колёсами установлены щитки от грузового мотороллера. По днищу кузова проходят два бруса размерами 50x60x1200 мм, за которые он с помощью стремянок крепится к раме. Задний борт—откидной.
Позднее специапьно дпя перевозки сена бып изготовпен ещё один кузов, напоминающий арбу.
Прицеп окрашен автомобильной краской: рама—в чёрный цвет, кузов—в зелёный.
Прицеп можно сделать даже в домашних условиях с минимальным использованием металлорежущих станков – при наличии только сварочного аппарата, электрической дрели и слесарного инструмента.
Рис.1. Общий вид самодельного прицепа для мотоцикла:
1 – шарнир шаровой; 2 – дышло; 3 – катафоты (6 шт.); 4 – борт кузова (фанера, s 16); 5 – крыло (сталь 15, s2); 6 – фонарь ФП-132; 7 – скоба (СтЗ, пруток 010); 8 – колесо (3,5×18″); 9 – кронштейн крепления передней опоры (СтЗ, лист s5); 10 – опора передняя (сталь 15, труба 20x20x2,5); 11 – разъем электрический ОНЦ-ВН; 12 – цепь страховочная; 13 – кронштейн крепления крыла (СтЗ, полоса 40×5); 14 – брызговик; 15 – узлы торсионные.
Пришлось отказаться от балансирной подвески колес и применить торсионную. Своими руками изготовить торсион сложно, и я взял два таких узла от старых мотоциклетных боковых прицепов БП-65. Цанговые узлы крепления к раме коляски демонтировал и поставил вместо них заглушки, а корпуса соединил между собой шестью перемычками. Причем расстояние 168 мм между осями торсионов и соответствующих колес находил чисто геометрически: перпендикуляр, опущенный из точки сцепки на линию, соединяющую точки касания колес поверхности дороги (при совмещенной колее прицепа и тягача), делит ее пополам; ширина колеи составляет 1100 мм; смещение узла сцепки относительно оси прицепа – 225 мм, а расстояние между
центром узла сцепки и осью левого колеса – 1560 мм. Получился хороший жесткий мост.
Рис.2. Схема нахождения расстояния между осями колес прицепа.
Сварная рама прицепа, выполненная в основном из стальных труб прямоугольного сечения, состоит из собственно рамы грузовой платформы со стойками бортов, дышла с подкосом и опор, к которым приварен мост, усиленных также подкосами. Длина передних и задних подкосов зависит от стороны прицепа – левая она или правая.
Рис.3. Доработанный торсионный узел прицепа БП-65:
1 – муфта торсионного вала; 2 – вал торсионный; 3 – ось шатуна; 4 – втулка фланцевая; 5 – сальник; 6 – шатун; 7 – буфер; 8 – втулка фланцевая, малая; 9 – корпус; 10 – болт регулировочный (3 шт.); 11 – заглушка (СтЗ, лист s5); 12 – втулка опоры вала; 13 – шайба упорная; 14 – кольцо стопорное; 15 – масленка.
Кузов выполнен из многослойной фанеры. Его передний и боковые борта крепятся к стойкам грузовой платформы болтами и саморезами, а задний (откидывающийся) – на четырех навесных петлях. Самодельные крылья прицепа сварены из листовой стали и зафиксированы на раме тремя скобами каждое.
Рис.4. Рама самодельного мото прицепа:
1 – дышло (сталь 15, труба 40×4); 2 – косынки (СтЗ, полоса 40×5); 3 – подкос дышла (сталь 15, труба 20x20x2,5); 4 – балки поперечные (сталь 15, труба 20x20x2,5); 5 – лонжерон (сталь 15, труба 20x20x2,5); 6 – петли навески заднего борта; 7 – перемычки торсионных узлов (СтЗ, лист s5, 6 шт.); 8 – узлы торсионные; 9,13 – подкосы опоры (сталь 15, труба 20x20x2,5); 10 – шатун подвески колеса; 11 – ось колеса; 12 – стойка опоры (сталь 15, труба 40x20x2,5); 14 – стойки бортов (сталь 15, труба 20x20x2,5).
Колеса такие же, как у мотоцикла-буксировщика, оснащены барабанными тормозами, приводимыми в действие от педали ножного тормоза с помощью тросовой проводки.
Сцепное устройство показало себя с хорошей стороны – оно очень надежно даже при езде по грунтовой дороге со слегка перегруженным прицепом.
Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме и подключается к мотоциклетному через разъем, закрепленный на тяговой трубе мотоцикла. Световые приборы мотопоезда-два интегральных фонаря с «габаритами», «поворотниками» и стоп-сигналами.
Прицеп мне стал незаменимым помощником в саду, огороде и при строительстве дачного домика. Особенно радует его «послушность»: он точно следует по колее мотоцикла, облегчая управление мотопоездом и повышая его проходимость.
– Масса снаряженного прицепа – 92 кг;
– Масса максимальная – 182 кг;
– Грузоподъемность максимальная – 85 кг;
– Скорость буксировки максимальная – 40 км/ч;
– Площадь грузовой платформы 0,96 м2;
– Объем кузова – 0,22м3.
Прицеп, построенный по данным чертежам, подходит для буксировки любым мотоциклом с коляской, а также грузовым мотороллером «Муравей».
Прицеп представляет собой доработку рамы бокового прицепа (коляски): приваривания к ней Г-образного кронштейна, выгнутого из стальной трубы 060 мм, прикрепленного к продольной трубе рамы двумя хомутами (с фиксацией сваркой) и двумя трубчатыми подкосами, приваренными к раме и к кронштейну. Подкосы — это водопроводные трубы с внешним диаметром 22 мм. Длина заготовок — 600 и 780 мм, однако окончательный их размер уточняется по месту.
Помимо этого, к стойкам, на которые опирается кузов коляски, приварена стальная труба, позволяющая немного приподнять заднюю часть кузова, с тем чтобы его оболочка не задевала за Г-образный кронштейн. Необходимо также для увеличения жесткости рамы дополнительно приварить стальную косынку.
Каркас самого прицепа также сварной. Детали дышла и поперечины — из трубы 022 мм, ось прицепа — это труба 060 мм, а на грузовую платформу пошли стальные уголки с шириной полки 15 мм. Последняя соединяется с осью через V-образные кронштейны, выгнутые из стальной полосы сечением 7X70 мм.
Диски колес и шины — от мотороллера «Муравей», ступицы — от списанной сеялки, после обрезки они отлично состыковались с дисками.
Днище и борта кузова зашиты обычными строгаными шпунтованными досками (к каркасу крепятся шурупами). Задний борт может открываться и при необходимости сниматься, поскольку он навешен на обычных дверных петлях.
Прицеп имеет все необходимые световые приборы: фонари стоп-сиг-нала, указателя поворота, а также габаритные огни. На брызговиках установлены катафоты-световозвращатели.’
Рис. 1 Общий вид готового прицепа для мотоцикла или мотороллера
Рис. 2. Доработка рамы бокового прицепа мотоцикла:
1 — Г-образный кронштейн, 2 — хомут передний, 3 — хомут задний, 4, 5 — подкосы, 6 — труба-переходник, 7 — усиливающая косынка, 8 — стойки.
Рис. 3. Прицеп для мотоцикла «ИЖ-Юпитер-4К» (с коляской).
Рис. 4. Нормализованное сцепное устройство:
I — шар (сталь, 0 50 мм), 2 — ось запорного рычага (сталь, 0 12 мм), 3 — стопор (сталь, 0 10 мм), 4 — стопорный рычаг (сталь, толщина — 15 мм), 5 — дышло, установленное на буксировщике, 6 — контровка, 7 — корпус сцепного устройства.
Масса его — около 55 кг. Предельная грузоподъемность — до 350 кг, однако по правилам она не должна превышать 50% массы буксировщика. «Мотопоезд» развивает скорость до 60 км/ч. Тормоза не предусмотрены, поскольку тормозная система мотоцикла вполне справляется с торможением — разумеется, если она хорошо отрегулирована и задействован тормоз бокового прицепа.
«Мотопоезд» остался столь же мобильным и маневренным, как и сам мотоцикл. Не отразилось использование прицепа и на двигателе. Он работает по-прежнему надежно, устойчиво, не перегревается, дорабатывать его не потребовалось.
Надеемся, что такая самоделка заинтересует тех владельцев мотоциклов, которые живут в сельской местности. Транспортных работ на подворье — не счесть. Нужно ли привезти сена, отвезти на приемный пункт картофель, доставить удобрения — всюду требуется грузовое транспортное средство. А между тем ныне чуть ли не в каждом втором дворе — мотоцикл с коляской, расходующий свои 20-30 л. с. лишь на обслуживание самого водителя и пассажиров. Так не пора ли запрячь эти «лошадиные силы» в работу?
Примечание.
Прицеп к мотоциклу с коляской, сконструированный и построенный В. Седовым, обладает одним, легко устранимым недостатком — его сцепное устройство не отвечает нормативам, предъявляемым к подобным узлам требованиями ГАИ. Поэтому на чертежах прицепа изображено стандартное сцепное устройство с шаровым шарниром. В. Седов использует прицеп со своим мотоциклом «Юпитер-4К».
Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» сегодня мы с вами рассмотрим подробную инструкцию о том, как самостоятельно сделать прицеп для скутера своими руками. Данный прицеп для скутера сделан из алюминиевого профиля, а именно его рама и сцепное устройство, в качестве кузова использован алюминиевый ящик вместимостью 100 л, общий вес прицепа с полезным грузом составляет порядка 75 кг, имеет регистрационный номерной знак, подсветку, стоп-сигнал и поворотники. Конструкция представляет из себя одноколесный прицеп с поворотным сцепным устройством.
Поездки на скутере очень хороши, при его небольшой скорости можно хорошо разглядеть окружающий ландшафт и в полной мере насладиться красотами природы, но проблема в том что невозможно взять с собой много полезного груза, а только рюкзак за спину. По этой причине и решено было сделать компактный и легкий алюминиевый ПРИЦЕП.
Рама сварена аргонной сваркой из алюминиевого профиля, установлено переднее колесо от скутера, в качестве кузовка алюминиевый ящик. Поворотное прицепное устройство сделано из стойки колеса от продуктовой магазинной тележки.
Материалы
Инструменты
Пошаговая инструкция по сборке прицепа для скутера своими руками.
На первый взгляд может показаться, что прицеп сделан на заводе, но это совершенно не так, все сделано самостоятельно и своими руками. С таким прицепом спокойно можно отправиться в небольшое путешествие на скутере, уложив в алюминиевый ящик все необходимое, так же дополнительно можно взять рюкзак. Отлично подойдет для поездки на рыбалку или просто выехать отдохнуть на природу.
Давайте еще раз рассмотрим материалы которые понадобятся при сборке прицепа для скутера или мопеда. 1) Алюминиевый ящик вместимостью 100 л. 2)Алюминиевый профиль и пластины. 3) Переднее колесо с осью от скутера. 4) Стоп-сигнал и указатели поворота Обзор ящика. Вот из такого колеса от продуктовой тележки, а именно из его поворотной части сделано сцепное устройство. Пожалуйста ознакомьтесь с чертежом. Далее начинаются работы по созданию рамы прицепа, алюминиевый профиль сваривается аргонно-дуговой сваркой. В заднюю часть остова устанавливается переднее колесо от скутера. Передняя часть имеет вертикальный подъем. А вот и сцепное устройство, пожалуйста разглядите его внимательно! Установлены номерной знак и сигналы поворота. В итоге получился вот такой замечательный прицеп для скутера. Как видите все гениальное просто Надеемся представленный материал был Вам полезен и интересен. Спасибо за внимание!
Прицеп можно сделать даже в домашних условиях с минимальным использованием металлорежущих станков – при наличии только сварочного аппарата, электрической дрели и слесарного инструмента.
Рис.1. Общий вид самодельного прицепа для мотоцикла:
1 – шарнир шаровой; 2 – дышло; 3 – катафоты (6 шт.); 4 – борт кузова (фанера, s 16); 5 – крыло (сталь 15, s2); 6 – фонарь ФП-132; 7 – скоба (СтЗ, пруток 010); 8 – колесо (3,5×18″); 9 – кронштейн крепления передней опоры (СтЗ, лист s5); 10 – опора передняя (сталь 15, труба 20x20x2,5); 11 – разъем электрический ОНЦ-ВН; 12 – цепь страховочная; 13 – кронштейн крепления крыла (СтЗ, полоса 40×5); 14 – брызговик; 15 – узлы торсионные.
Пришлось отказаться от балансирной подвески колес и применить торсионную. Своими руками изготовить торсион сложно, и я взял два таких узла от старых мотоциклетных боковых прицепов БП-65. Цанговые узлы крепления к раме коляски демонтировал и поставил вместо них заглушки, а корпуса соединил между собой шестью перемычками. Причем расстояние 168 мм между осями торсионов и соответствующих колес находил чисто геометрически: перпендикуляр, опущенный из точки сцепки на линию, соединяющую точки касания колес поверхности дороги (при совмещенной колее прицепа и тягача), делит ее пополам; ширина колеи составляет 1100 мм; смещение узла сцепки относительно оси прицепа – 225 мм, а расстояние между
центром узла сцепки и осью левого колеса – 1560 мм. Получился хороший жесткий мост.
Рис.2. Схема нахождения расстояния между осями колес прицепа.
Сварная рама прицепа, выполненная в основном из стальных труб прямоугольного сечения, состоит из собственно рамы грузовой платформы со стойками бортов, дышла с подкосом и опор, к которым приварен мост, усиленных также подкосами. Длина передних и задних подкосов зависит от стороны прицепа – левая она или правая.
Рис.3. Доработанный торсионный узел прицепа БП-65:
1 – муфта торсионного вала; 2 – вал торсионный; 3 – ось шатуна; 4 – втулка фланцевая; 5 – сальник; 6 – шатун; 7 – буфер; 8 – втулка фланцевая, малая; 9 – корпус; 10 – болт регулировочный (3 шт.); 11 – заглушка (СтЗ, лист s5); 12 – втулка опоры вала; 13 – шайба упорная; 14 – кольцо стопорное; 15 – масленка.
Кузов выполнен из многослойной фанеры. Его передний и боковые борта крепятся к стойкам грузовой платформы болтами и саморезами, а задний (откидывающийся) – на четырех навесных петлях. Самодельные крылья прицепа сварены из листовой стали и зафиксированы на раме тремя скобами каждое.
Рис.4. Рама самодельного мото прицепа:
1 – дышло (сталь 15, труба 40×4); 2 – косынки (СтЗ, полоса 40×5); 3 – подкос дышла (сталь 15, труба 20x20x2,5); 4 – балки поперечные (сталь 15, труба 20x20x2,5); 5 – лонжерон (сталь 15, труба 20x20x2,5); 6 – петли навески заднего борта; 7 – перемычки торсионных узлов (СтЗ, лист s5, 6 шт.); 8 – узлы торсионные; 9,13 – подкосы опоры (сталь 15, труба 20x20x2,5); 10 – шатун подвески колеса; 11 – ось колеса; 12 – стойка опоры (сталь 15, труба 40x20x2,5); 14 – стойки бортов (сталь 15, труба 20x20x2,5).
Колеса такие же, как у мотоцикла-буксировщика, оснащены барабанными тормозами, приводимыми в действие от педали ножного тормоза с помощью тросовой проводки.
Сцепное устройство показало себя с хорошей стороны – оно очень надежно даже при езде по грунтовой дороге со слегка перегруженным прицепом.
Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме и подключается к мотоциклетному через разъем, закрепленный на тяговой трубе мотоцикла. Световые приборы мотопоезда-два интегральных фонаря с «габаритами», «поворотниками» и стоп-сигналами.
Прицеп мне стал незаменимым помощником в саду, огороде и при строительстве дачного домика. Особенно радует его «послушность»: он точно следует по колее мотоцикла, облегчая управление мотопоездом и повышая его проходимость.
– Масса снаряженного прицепа – 92 кг;
– Масса максимальная – 182 кг;
– Грузоподъемность максимальная – 85 кг;
– Скорость буксировки максимальная – 40 км/ч;
– Площадь грузовой платформы 0,96 м2;
– Объем кузова – 0,22м3.