Добрый всем деньутровечер!
Почти год меня периодически мучила проблема с заводом авто, особенно на горячую то и дело щелкало втягивающее реле, зарядка проседала и машина, как водится, отказывалась заводиться. После самостоятельной диагностики, я естественно решил, что это втягивающее реле.
Откручиваем крепления воздушного фильтра
Затем отгибаем его в сторону и зацепляем на заранее подготовленный проводок, привязанный к петле капота!)) (критически удобная вещь, мне подсказал это бывший хозяин машины).
Затем, немного сбрызнув WDшкой, откручиваем гайки крепления стартера, у меня самой нижней гайки уже не было, вероятно что стартер уже снимали и чтобы не переживать геморрой связанный с откручиванием самой нижней гайки.
Возможно если у вас стоит штатный стартер, а соответственно и штатное втягивающее на штатных болтах, то заменить его возможно не снимая весь стартер целиком. Однако! Стартер у меня, как выяснилось, не заводской, а чебоксарский! Как это определить не изучив заводскую маркировку? Да очень просто! Достаточно посмотреть на обратную сторону реле.
Купить новое втягивающее мне удалось только в магазине специализирующимся на продаже и ремонте стартеров и генераторов на все марки авто.
После того как сняли стартер снимаем втягивающее, и вот как оно выглядит после нескольких лет эксплуатации
Затем обратном порядке всё собираем, тут главное не забыть зацепить подвижную часть реле за лапку, находящуюся в самом стартере!
Устаналиваем всё на машину, заводим раз, всё отлично, два — тоже всё окей, а вот на третий раз БАЦ! и опять такая же петрушка… Напрашивается знаменитый вывод: “Дело было не в бобине! А мудак сидел в кабине!”
И вот тут начинается самое интересное, оказывается у десятого и тринадцатого семейства ВАЗа отсутствует реле стартера! А это означает, что ток большой силы идет напрямую через замок зажигания и блок предохранителей на втягивающее реле! И с годами, где-то в недрах проводки подгорают некие контакты и силы тока уже не хватает для того чтобы втянуть втягивающее реле и нажать на кнопочку, находящуюся в глубине стартера, чтобы подать напряжение на сам стартер! Чтобы избежать данных проблем с заводом авто, необходимо своими силами установить реле стартера в разрыв управляющего провода, который идет от замка зажигания. (Об этом мне рассказал опять таки мой товарищ и по совместительству бывший владелец данного транспортного средства).
Но перед тем как позвонить своему другу и узнать всё это, я снял стартер во второй раз, разобрал его полностью и от души почистил все его внутренности от выработки. Промыл в солярке, смазал где надо, собрал, поставил в машину.
И когда она опять с третьего раза отказалась заводиться, стал звонить своему приятелю!))) А после разговора нашел в гараже обычное 4-х контактное реле, мамку для него и самое главное достаточно толстые провода чтобы не грелись от тока который нужен для раскрутки стартера.
С другой стороны обжимаем два провода в папки, а два провода в наконечники под болты, которые вкручиваются в клемы.
Все эти 4 провода я уложил в гофру и для порядка обмотал изолентой.
Вот собственно говоря схема включения реле, всё предельно просто.
ВАЗ 2115 — это одно из самых достойных детищ Волжского автопрома. В простонародье этот автомобиль называют пятнашкой, он поистине считается одним из самых востребованных и недорогих автомобилей на отечественном рынке, выпускаемый с 1997 года. Свою популярность автомобиль заслужил вполне честно, поскольку эксплуатация и ремонт не представляет особой проблемы владельцу авто. Однако существуют такие поломки, о которых должны знать все, кто имеет в своём подчинении этот замечательный автомобиль. Речь пойдёт о реле стартера, его поломках а также путях починки.
Сам по себе стартер представляет четырёхполюсный двигатель с постоянным током, который питается электричеством от батареи аккумулятора. Технический осмотр стартера необходимо делать через каждые 100 000 км пробега. По принципу своей работы стартер потребляет достаточно мощный ток, поэтому даже незначительные колебания сопротивления могут значительно снизить его производительность и привести к полной поломке. Для того, чтобы убедиться что поломка заключается именно в реле, необходимо сделать проверку. Однако, перед тем, как проводить данного рода проверки самостоятельно, будьте очень осторожны, чтобы исключить возможный травматизм. Включаем зажигание и поворачиваем ключ, если при этом стартер не работает, но на слух можно определить некие характерные щелчки, значит реле работает, а вот сам стартер придётся разбирать. Если же ситуация противоположная и при перемыкании контактов на задней стенке стартера, не снимая его с двигателя вы услышите как механизм закрутился, то вся проблема именно в реле.
ВАЗ 2115 стартер
Катушка стартера, которая получает электропитание от аккумулятора, создаёт магнитное поле, воздействующее на якорь. Он приходит в движение, сжимая при этом возвратную пружину, которая задействует бендикс, соединяющийся со шлицами венца маховика. Происходит замыкание контактов элементов, втягивающая обмотка остаётся без питания, но якорь остаётся внутри катушки, так как его удерживает сильное магнитное поле. После того, как двигатель запускается катушка теряет своё питание и якорь соответственно возвращается в своё первоначальное положение. При этом сам бендикс расцепляется.
Существует несколько вариантов проверки реле, по которым можно определить о его неисправности.
В большинстве автомобилей марки ВАЗ реле похожи между собой, отличаясь лишь способом крепления к стартеру. И к сожалению, поломки, которые касаются именно реле, в 95 % случаев заканчиваются именно его заменой. Но всё же, перед тем, как поставить данный диагноз, нужно убедиться ещё в одной исправности, а именно работоспособности контактов в месте пайки провода и клеммы. Зачастую, при окислении контакт теряется, и спаяв его заново можно избавиться от проблемы поломки реле стартера, при условии, что после данной процедуры автомобиль полностью работает.
Для ВАЗ 2115 рентабельнее произвести замену реле, чем его отремонтировать до того состояния, чтоб он исправно работал.
Выполнить такую замену помогут на любом СТО, однако стоит и стоит это удовольствие относительно дорого. Куда более дешёвым способом будет сделать всё своими руками. Если же хозяин автомобиля знает своего подопечного 2115 как говориться от и до, то такую замену можно произвести самостоятельно без особых усилий, зная конкретную последовательность действий.
Перед началом работы необходимо отключить питание от аккумулятора, потому что пока создаётся электрическая цепь, снимать стартер запрещено, поскольку можно полностью спалить всю проводку автомобиля.
Перед тем, как выполнить проверку стартера на самом автомобиле ВАЗ, необходимо проверить, чтобы все контакты, которые имеются в данной конструкции, занимали своё правильное положение и в конечном итоге не привели к замыканию, ведь как ни крути, а дело имеем с током. Проверяется работа реле вначале на холостом ходу, затем при езде, точнее при резком торможении.
Таким образом, придерживаясь точных рекомендаций, можно выполнить замену реле стартера самому, однако перед началом съёма и разбора самого стартера нужно проверить по показателям, которые описаны выше, и убедиться, что вся проблема именно в этой детали автомобиля, иначе попусту затраченные силы не решат основной проблемы. Если же проблема вами не выявлена, то опытные сотрудники СТО всегда помогут и сделают всё необходимое за вас!
Рассмотрены автомобили ВАЗ 2113, 2114, 2115
Внимание! Расположение предохранителей и реле в блоках могут отличаться в зависимости от года выпуска и комплектации автомобилей. Более ранние модификации блоков предохранителей вы можете посмотреть на этой странице.
Предохранители для ВАЗ 2114 инжектор и ВАЗ 2115 инжектор также описаны на этой странице.
Где находятся предохранители и реле.
Основная часть предохранителей и реле находится в монтажном блоке моторного отсека..
Чтобы добраться до блока необходимо нажать на две защелки и снять крышку
Щипцами, которые установлены в блоке, вынимаем предохранители
На внутренней стороне крышки размещена схема расположения предохранителей и реле.
для увеличения нажмите на изображении.
Монтажный блок предохранителей 2114-3722010-60
K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители
Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — лампы заднего противотуманного света и лампа сигнализатора включения заднего противотуманного света
Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации
Передний плафон освещения салона. Центральный плафон освещения салона. Плафон освещения багажного отделения. Лампа подсветки выключателя зажигания Лампа контроля системы управления двигателем. Лампы сигналов торможения. Маршрутный компьютер (если установлен)
Патрон подключения переносной лампы. Реле включения обогрева заднего стекла (контакты). Элемент обогрева заднего стекла
Звуковой сигнал. Реле включения звукового сигнала. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения. Предохранитель вентилятора.
Электростеклоподъемники. Реле включения электростеклоподъемников (контакты)
Электродвигатель отопителя. Предохранитель печки ваз 2114, ваз 2115. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей фар (в режиме работы) Предохранитель прикуривателя. Лампа освещения вещевого ящика. Реле включения обогрева заднего стекла (обмотка)
Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Правая противотуманная фара
Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Левая противотуманная фара
Лампы габаритного света по левому борту. Лампа сигнализатора включения габаритного света. Лампы освещения номерного знака. Подкапотная лампа Выключатель освещения приборов. Предохранитель лампы подсветки выключателей, приборов, прикуривателя, пепельницы, рычагов управления отопителем
Лампы габаритного света по правому борту
Правая фара (ближний сеет)
Левая фара (ближний свет)
Левая фара (дальний свет). Лампа сигнализатора включения дальнего света фар
Правая фара (дальний свет)
Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Лампы света заднего хода. Реле контроля исправности ламп. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов . Лампа сигнализатора недостаточного давления масла. Лампа сигнализатора включения стояночного тормоза (предохранитель стоп сигналов). Лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости. Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи. Маршрутный компьютер (если установлен). Обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя)
Правая противотуманная фара
Левая противотуманная фара
Очистители фар (в момент включения).
Реле включения очистителей фар (контакты). Клапан включения омыва фар
Очистители фар (в рабочем режиме).
Реле включения очистителей фар (обмотка).
Электродвигатель вентилятора отопителя — предохранитель печки
Электродвигатель омывателя стекол.
Моторедуктор очистителя заднего стекла.
Реле времени омывателя заднего стекла.
Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол.
Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.
Контрольная лампа обогрева заднего стекла.
Лампа освещения вещевого ящика
Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Контрольная лампа указателей поворота.
Задние фонари (лампы света заднего хода).
Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла. Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя). Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.
Контрольная лампа давления масла.
Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Контрольная лампа стояночного тормоза.
Лампа светового табло «STOP».
Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Вольтметр
Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон освещения салона
Электростеклоподъемники передних дверей. Реле включения электростеклоподъемников
Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа.
Лампы освещения приборов.
Контрольная лампа наружного освещения. Табло подсветки рычагов отопителя. Лампа освещения прикуривателя
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя, и реле его включения (контакты).
Звуковой сигнал и реле его включения
Левая фара (габаритный свет).
Левый задний фонарь (габаритный свет)
Правая фара (габаритный сеет).
Правый задний фонарь (габаритный свет)
Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).
Контрольная лампа аварийной сигнализации
Элемент обогрева заднего стекла.
Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель
Правая фара (дальний свет)
Левая фара (дальний свет).
Контрольная лампа включения дальнего света фар
Левая фара (ближний свет)
Правая фара (ближний свет)
Схема предохранителей ВАЗ 2114, 2115, описание основных элементов монтажного блока предохранителей.
Схема соединений монтажного блока ваз 2114, ваз 2115 (наружная цифра в обозначении наконечника провода — номер колодки, внутренняя — условный номер наконечника): К1 — реле включения очистителей фар; К2 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; КЗ — реле очистителя ветрового стекла; К4 — реле контроля исправности ламп; К5 — реле включения стеклоподъемников (в вариантном исполнении автомобиля); К6 — реле включения звуковых сигналов; К7 — реле включения обогрева заднего стекла; К8 — реле включения дальнего света фар; К9 — реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители
Снятие монтажного блока ВАЗ 2113, 2114, 2115
Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи. Из салона (под панелью приборов с левой стороны) отсоединяем пять колодок жгутов проводов с нижней стороны блока. Снимаем крышку монтажного блока. Для наглядности снятие монтажного блока показано при демонтированном капоте.
Отсоединяем колодку жгута проводов с верхней стороны блока.
Головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем гайку левого крепления монтажного блока.
Отсоединяем еще четыре колодки жгутов проводов с нижней стороны блока.
И снимаем монтажный блок. Установка обратно снятию.
Блок предохранителей Ваз 2114, Ваз 2115 в салоне.
Находится этот блок внизу слева под бардачком на центральной консоле.
На разных модификациях автомобилей блок может отличаться. Так же может отличаться расположения предохранителя бензонасоса Ваз 2114, Ваз 2115.
Как добраться и описание блока показано на рисунках.
Если не видите цифры, нажмите на изображении.
1 — реле бензанасоса
2 — главное реле
3 — реле вентилятора
f1 — предохранитель бензонасоса Ваз 2114, Ваз 2115
f2 — предохранителей цепей главного реле.
f3 — предохранитель электронного блока управления
Порядок нумерации штекеров в соеденительных колодках монтажного блока 2114.
А — зона монтажного блока расположенная в салоне автомобиля;
В — зона монтажного блока расположенная в моторном отсеке автомобиля.
расположение колодки Ш11.
Схема внутренних соединений монтажного блока 2114.
Цепь питания системы впрыска защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены предохранителями цепи заряда аккумуляторной батареи, пуска двигателя, цепь «генератор — выключатель зажигания — монтажный блок».
Монтажный блок 2114/2115-3722010 / -3722020: -3722010-08, -3722010-10, -3722010-18
А |
1 | Лампы заднего противотуманного света, индикатор заднего противотуманного света, электродвигатель очистителя фар, реле очистителя фар (контакты), клапан включения омыва фар | ||||||||||||||
20 | Центральный замок, лампы заднего противотуманного света, индикатор заднего противотуманного света | |||||||||||||||
10 | Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (в режиме аварийной сигнализации), индикатор аварийной сигнализации | |||||||||||||||
7.5* | Лампы стоп-сигнала, передний плафон освещения салона, центральный плафон освещения салона, плафон освещения багажного отделения, лампа подсветки выключателя зажигания, индикатор неисправности двигателя “Check Engine”, маршрутный компьютер | |||||||||||||||
10* | Лампы стоп-сигнала, плафон освещения салона, плафон индивидуального освещения салона, плафон освещения багажного отделения, реле контроля целостности ламп, маршрутный компьютер, лампа подсветки выключателя зажигания, индикатор неисправности двигателя “Check Engine” | |||||||||||||||
20 | Прикуриватель*, обогрев заднего стекла, реле включения обогрева заднего стекла (контакты), штепсельная розетка для переносной лампы | |||||||||||||||
20 | Вентилятор системы охлаждения, звуковой сигнал, реле включения звукового сигнала | |||||||||||||||
30 | Стеклоподъемники, реле включения электростеклоподъемников (контакты) | |||||||||||||||
30* | Прикуриватель, электродвигатель отопителя, задний стеклоочиститель, омыватель лобового стекла, электродвигатели очистителей фар (в режиме работы), лампа освещения вещевого ящика, реле включения обогрева заднего стекла (обмотка), реле вентилятора системы охлаждения, реле времени омыва заднего стекла, клапан включения омыва лобового и заднего стекол, реле включения обогрева заднего стекла (обмотка), индикатор обогрева заднего стекла | |||||||||||||||
20* | Прикуриватель, электродвигатель отопителя, омыватель лобового стекла, электродвигатели очистителей фар (в режиме работы), лампа освещения вещевого ящика, реле включения обогрева заднего стекла (обмотка), реле вентилятора системы охлаждения, клапан включения омыва лобового стекола, реле включения обогрева заднего стекла (обмотка), индикатор обогрева заднего стекла | |||||||||||||||
7.5 | Правая противотуманная фара | |||||||||||||||
7.5 | Левая противотуманная фара | |||||||||||||||
7.5 | Лампы габаритного света по левому борту, индикатор габаритного света, лампы освещения номерного знака, подкапотная лампа, выключатель освещения приборов, лампы подсветки: (выключателей, приборов, прикуривателя, пепельницы, рычагов управления отопителем) | |||||||||||||||
7.5 | Лампы габаритного света по правому борту, реле контроля целостности ламп* | |||||||||||||||
7.5 | Правая фара (ближний свет) | |||||||||||||||
7.5 | Левая фара (ближний свет) | |||||||||||||||
7.5 | Левая фара (дальний свет), индикатор дальнего света фар | |||||||||||||||
7.5 | Правая фара (дальний свет) | |||||||||||||||
15* | Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (в режиме указания поворота), лампы света заднего хода, комбинация приборов, обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя), реле контроля исправности ламп, блок индикации бортовой системы контроля, индикатор низкого давления масла, индикатор включения стояночного тормоза, индикатор уровня тормозной жидкости, индикатор разряда аккумуляторной батареи, маршрутный компьютер | |||||||||||||||
20* | Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (в режиме указания поворота), лампы света заднего хода, обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя), индикатор низкого давления масла, индикатор включения стояночного тормоза, индикатор уровня тормозной жидкости, индикатор разряда аккумуляторной батареи, вольтметр, индикатор воздушной заслонки карбюратора (подсос), индикатор низкого уровня топлива, стеклоочиститель лобового стекла, указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. |
|||||||||||||||
– | Запасной | |||||||||||||||
– | Запасной | |||||||||||||||
– | Запасной | |||||||||||||||
– | Запасной | |||||||||||||||
К1 | Перемычка | |||||||||||||||
Аварийная сигнализация и указатели поворота (495.3747 – 21080-3747010-02 (-08)) | ||||||||||||||||
Прерыватель стеклоочистителя (526.3747 – 21140-3747710 (-00, -08)) | ||||||||||||||||
-00, -08, -10, 18, -30, -38, 40, 48: Контроль целостности ламп (4412.3747 – 21100-3747410 (-00, -01, -08), 21150-3747410-00 (-01, -08)) | ||||||||||||||||
К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | ![]()
|